Мир многообразен, и каждый человек проходит в нем собственный путь. Он может быть беден, богат, талантлив, любим, здоров или несчастен. На разных жизненных этапах он встречается со многими событиями и переживаниями. Но независимо от того, благополучно или неудачно складывается судьба, человек всегда стремится к лучшему и большему. В этом заложен один из главных законов развития личности.
Природа людей такова, что основную часть жизни они тратят на удовлетворение своих важных потребностей: учеба, карьера, создание семьи, отношений дружбы, любви. Но кто-то достигает больших высот, а кто-то сталкивается с трудностями. Причины неуспеха, конечно, могут быть разные, но одной из них является неумение реализовывать желания. Мечтать и фантазировать – способность, которая формируется в детском возрасте, обогащает не только внутренний мир ребенка, но и мобилизует его на качественное улучшение внешней жизни, привнося в нее радость и удовольствие. Но часто возможность чего-то хотеть запрещается взрослыми. Например: «Эту машинку мы тебе не купим, она не красивая. Или, вечно тебя тянет на всякую ерунду. Или, если мы позволим купить эту дорогую вещь, то мама расстроится, папа разозлится и т.д.». Вырастая, такой ребенок будет прерывать свои желания, не считая их важными. Его стремление учитывать мнение, потребности других может перевешивать право заботиться о себе.
Однако только мечтать, конечно, не достаточно. И следующим важным шагом, который также осваивают маленькие дети, является удерживание желания в своем поле. Сохранение желания предполагает периодическое возвращение к нему в мыслях, речи, формирование убеждения у себя и окружающих в необходимости его реализации. Процесс освоения собственной потребности тоже может прерываться родителями или другими значимыми фигурами: «Сколько можно доставать нас с папой этой куклой. Ты нам уже всю плешь проела. Когда, посчитаем нужным, тогда приобретем тебе трансформер». Неумение быть в контакте со своей потребностью, считая ее обременительной для других, приводит к отказу от ее осуществления. В таком случае взрослый человек будет мечтать, но не решаться развивать желания в намерения.
Бывает, что сложности возникают на следующей стадии, связанной с самим выбором потребности. Решая остановиться на конкретной ценности, в этот момент ребенок или взрослый вынужден отказаться от чего-то другого, возможно, тоже важного для него. Детям, чье решение часто анализировалось, обсуждалось в поисках других альтернатив, настойчиво изменялось, трудно, став взрослыми опираться только на свое желание. Они могут переживать беспомощность и неуверенность. Им важно взвесить «за» и «против», обсудить другие варианты, чтобы освободиться от внутренних сомнений и тревоги. Такие люди умеют мечтать, но им трудно определиться с конкретным желанием.
Уверенность в своем желании, способность отказаться от другого, подводит человека к необходимости начать действовать. Любое действие всегда предполагает результат, то есть последствия, а следовательно, ответственность. Этот этап не менее сложный, так как он также связан с детским опытом. Если ребенка оговаривали, стыдили или осуждали за поступки, то, взрослея, он будет бояться похожей реакции со стороны окружающих его людей. В случае оценивания или неверия, ему негде будет черпать веру в себя. Дети, столкнувшиеся со строгим наказанием за свои шалости, во взрослом состоянии могут бояться действовать, переживать страх совершить ошибку, опасаясь негативных последствий. Некоторые готовы жить с меньшим, но не рисковать, потому что в детстве за свою инициативу они платили высокую цену.
Окончательно мечта воплощается в реальность, когда потребность реализуется и принимается в свою жизнь. Например, человек поменял работу, получил другое образование, создал семью и др. Когда, независимо от того, совпали его ожидания с реальностью или нет, он может переживать чувство удовлетворения. Если же вместо собственного признания появляется недовольство, критика, оценивание, обвинение себя, возвращение к анализу этого события в дальнейшем и многое другое, то человек застревает в данной ситуации, переживаниях, создавая препятствия к рождению и исполнению своей следующей мечты.
Рекомендации. Фантазируйте. Впускайте в свою жизнь реальные и фантастические, скромные и дерзкие желания. Если в детстве вы сталкивались с негативными переживаниями в стремлении к воплощению своей мечты, тогда старайтесь опираться на свои взрослые успехи. Прощайте себе неудачи, ведь совершенным человеком стать невозможно, а ошибающимся и счастливым вполне.
Автор статьи Карасева Юлия, практикующий детский, взрослый психолог
22 марта 2012 09.51