В современном мире вряд ли найдется человек, который ничего не слышал об «эффекте плацебо». История «внедрения» плацебо в нашу жизнь сродни мировому заговору. Некоторые ученые называют плацебо психологическим оружием, ставя его в один ряд с 25 кадром, нейролингвистическим программированием и массовым гипнозом.
25-й кадр изжил себя как идею. В России использование 25-ого кадра находится вне закона, что не мешает некоторым людям иногда закрывать на это глаза. Так недавно вышел ремейк одного из фильмов Эльдара Рязанова, где был использован эффект 25-ого кадра для продвижения определенного препарата. В узких кругах этот фильм анонсировался как «затянувшаяся реклама». Как показывают рейтинги, этот фильм имел коммерческий успех. Данных же о чрезмерном ажиотаже вокруг рекламируемого препарата нет.
Нейролингвистическое программирование (НЛП). Это направление зародилось в рамках психотерапии и практической психологии. НЛП можно назвать помесью ораторского искусства, приемов внушения и зачатков психоанализа. В России НЛП пока не преподается как научная дисциплина, хотя успешно используется в коммерческих организациях. Каждый год в мире появляется множество книг об НЛП, ставятся многочисленные эксперименты, придумывается все более дорогое и совершенное оборудование. Но пока вся эта деятельность напоминает попытки поймать руками ветер.
Эпоха массового гипноза в нашей стране связана с именем Кашпировского. Правдивые истории про то, что люди подставляли больной орган к экрану или заряжали воду через телевидение, сейчас рассказывают как анекдоты. И те, кто вчера верил монотонному внушению доктора Кашпировского, сегодня смеются над этими историями громче всех.
Среди всех этих историй «эффект плацебо» отстранен, но стоит в одном ряду. В XX веке «эффект плацебо» буквально захлестнул мир, а само плацебо стало панацеей от всех болезней.
Этот эффект не так прост, как нам представляется. В основе лежит идея о том, что наш организм способен излечивать заболевания и для этого ему достаточно внутренних ресурсов.
В конце прошлого столетия популярность плацебо пошла на спад, что было связана с его разоблачением и общественным порицанием. При этом волна возмущения и недовольства была столь впечатлительной, что особо возмущенные и недовольные даже принимали успокоительные пилюли (которые состояли из пищевой соды и глюкозы), а другие - сильные антидепрессанты (состоящие из сахара и мела).
Финал «плацебо» удивителен. Между стадией «придумывания нового лекарства» и стадией «выхода лекарства на прилавки аптек» существуют некоторые стадии исследования. И одним из наиболее важных условий успешного перехода лекарства из первой стадии во вторую – это прохождение теста на «плацебо». Группу испытуемых делят на равные половины. Одной группе дают лекарство против определенного заболевания, а другой дают плацебо. Если в группе плацебо выздоровевших больше – выход нового препарата откладывается.
История «плацебо» как нельзя лучше иллюстрирует известную поговорку: «Не можешь воевать с толпой – возглавь ее!». Официальная наука (медицина) отказывалась верить в то, что мел или подкрашенная сода могут излечивать человека. Но проходит сотня лет и подкрашенная сода или мел становятся важнейшим тестом на действенность «настоящего» лекарства.
19 декабря 2011 16.47