Киностудия – это место, где материализуются фантазии сценаристов и режиссёров, приправленные талантами актёров. Речь пойдёт о самых известных из них.
Кинокомпания названа в честь четырьмя братьями: Гарри Уорнера (Гирш Вонсколасер) (1881—1958), Альберта Уорнера (Аарон Вонсколасер) (1883—1967),Сэма Уорнера (Шмуль Вонсколасер) (1887—1927) и Джека Уорнера (Ицхак Вонсколасер) (1892—1978), кстати, родители которых иммигрировали из Российской империи.
Братья занимаются компанией с 1903 года, и в этом же коду откравают свой первый кинотеатр «Каскад». В 1904 году они открывают Duquesne Amusement & Supply Company(предшественница Warner Bros.), которая занималась распространением фильмов.
1918 год – открытие студии Warner Bros. Studio расположенную на Булваре Сансет в Голливуде. Пока Гарри и Альберт Уорнер занимались финансовой стороной, Сэм и Джек занимались непосредственно производством картин.
Территория Warner Bros. Studio, 1920 год
Компания росла и уже в 1926 году начала развивать технологию производства фильмов со звуком и звуковыми эффектами. 1927 выходит сенсационный фильм «Певец Джаза»(фильм был диалогами). В этом же году умирает Сэм Уорнер.
В 1928, после выхода на экраны фильм «Огни города» с полноценной звуковой дорожкой, киностудия полностью переходит на фильмы со звуком. А в 1929 выходит первый полноцветный фильм Warner Bros. «On with the Show»
В начале 30-ых студия активно занимается выпуском гангстерских фильмов и мелодрам, но в 1934 у руководства возникают проблемы с цензурой и она переключается на исторические картины.
В те же 30-ые создаётся независимая компания Warner Cartoon. Занимается она создание мультфильмов. В 1931 году появляется на свет серия мультфильмов «Весёлые мелодии». Стиль студии становится всё более узнаваемый, а её работы и созданные персонажи всё популярнее (Багз Банни, Даффи Дак и др.)
В годы Второй мировой благодаря выросшему спросу на кинофильмы студия сильно разбогатела. В 1948 году выходит первая цветная кинохроника компании, посвящённая Турниру Рарада Роз.
В том же 1948 Верховный Суд США, рассматривая антимонопольные споры, вынес решения, заставившее Warner Bros. и ещё четыре крупнейшие кинокомпании страны отделить кинопроизводство от принадлежащих им сетей кинотеатров. Без возможности широкого проката отпала необходимость производства 30 картин в год, поэтому братья начали сворачивать своё производство и в конечном итоге продали компанию банковскому синдикату. В 1956 Гарри и Альберт Уорнеры узнали, что их брат, Джек, был главным инвестором в этом синдикате. Это привело к глубокой ссоре и с тех пор братья более не общались. Однако сам Джек подошёл к дальнейшей судьбе компании очень ответственно.
Далее спрос на кинофильмы падает, но компания держится на плаву. Какое-то время она неплохо проявляет себе в создании телесериалов, а в 1958 открывается звукозаписывающая компания Worner Bros. Records. В 1967 году Джек Уорнер решил отойти от дел и продал Warner Bros. Канадской компании Seven Arts Productions — за 78 миллионов долларов. Студия была переименована в «Warner Bros.-Seven Arts».
Двумя годами позже студия вновь была продана, на этот раз — компании Kinney National Company , и её новым руководителем стал Тэд Эшли. Сама студия была вновь переименована в Warner Bros. Pictures.
1970—1980-е годы оказались не самыми удачными для всех кинокомпаний, но новое руководство студии успешно преодолело их, сделав ставку на работу со «звёздами», таким как: Пол Ньюман, Роберт Редфорд, Барбра Стрейзанд, Джон Уэйн, Клинт Иствуд и др. Название вновь меняется на Warner Communications. В 1976 эта компания приобрела производителя компьютерных игр Atari, а позже — сеть тематических парков Six Flags theme parks.
У Warner Communications дела идут отлично, но тем неменее в 1989 году слилась с компанией «Time Inc.», образовав компанию «Time Warner».
В 1995 году компания компания запустила свою телевизионную сеть — WB Network. Этот канал демонстрировал популярнейшие в США сериалы («Седьмые небеса», «Тайны Смолвилля»). А в 2006 году Warner и корпорация CBS приняли решение закрыть свои телевизионные сети и создать новую — CW Television Network.
В 2001 компанию «Time Warner Inc» покупает корпорация «AOL», меняя название нового подразделения на «AOL Time Warner Inc.». Однако из-за резкого снижения доходов, в 2002 слово «AOL» из названия компании вновь исчезает. А в 2008 Warner поглощает компанию «New Line Cinema».
В 1915 году в городке Калвер-Сити была организована компания Triangle Pictures. А в 1924 году её приобретает Луис Майер, так и начинается история Metro Goldwyn Mayer.
Название MGM родилось из трех составляющих: Metro - один из первых фильмов компании бизнесмена Маркуса Лоу, Goldwyn - фамилия великого продюсера Сэмюэла Голдвина, а Mayer - автограф основателя Луиса Майера - Лев на знаменитой заставке пришел из первого полнометражного фильма студии - "Лев Лео" (1928), а девизом компании стала идиома Art Gratia Artis - "Искусство ради искусства".
Марка MGM стала для нескольких поколений американцев символом "большого стиля" в кино. Два великих фильма Виктора Флеминга "Волшебник из страны Оз" (1939) с Джуди Гарланд, "Унесенные ветром" (1939) с Кларком Гейблом и Вивьен Ли. Майер говорил, что больше звёзд чем у нас, могут вобрать только небеса, и поэтому подписывал контракты со знаменитостями, как Бастер Китон, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор и многими другими. В 1959 году студия установила рекорд: ее фильм "Бен Гур" с Чарлтоном Хестоном получил одиннадцать "Оскаров". Картине "Камо грядеши" (1951) Мервина Ле Роя принадлежит другое мировое достижение: на съемках исторического эпоса было использовано 32 тысячи оригинальных костюмов. Также в список известнейших фильмов Metro Goldwyn Mayer входят такие картины, как "Поющие под дождем" (1952), "Доктор Живаго" (1965) и "Грязная дюжина" (1967)
В 1969 году у компании начинается чёрная полоса, когда ее впервые приобрел Керк Керкорян. Керкорян не специализировался на кино, у него был весьма обширный круг интересов - от автомобилестроения до игорного бизнеса. В последующие 10 лет ни одна картина MGM не стала событием. Соответственно падали и доходы. В итоге в 1979 году Керкорян продал часть акций компании и 38 акров территории студии. Вырученные деньги пошли на... строительство монументального отеля MGM в Лас-Вегасе. В том же 1979 году Керкорян объявил, что отныне марка MGM принадлежит исключительно гостиничному бизнесу.
Но уже вскоре, в 1983 году, Керкорян купил переживавшую кризис кинокомпанию United Artists и в 1986-м продал объединенную MGM/UA медиамагнату Теду Тернеру. Владычество Тернера длилось несколько месяцев. За это время Тернер осуществил довольно сомнительную с эстетической точки зрения акцию по "раскрашиванию" черно-белой голливудской классики, а также снял эмблему MGM с крыши студии в Калвер-Сити. Но вскоре Тернер по одному ему известным соображениям решил избавиться от компании, оставив за собой раскрашенную студийную фильмотеку. Купил MGM все тот же Керкорян! Вообще купля-продажа некогда великой кинокомпании стала для него чем-то вроде хобби. В очередной раз он продал Metro Goldwyn Mayer уже в 1990 году итальянскому финансисту Джанкарло Паретти за 1,3 миллиарда долларовую. Через два года Паретти продает MGM французскому банку Credit Lyonnais. В 1996 году, понеся убытки в размере 3,7 миллиарда долларов, французы продают злосчастную киностудию. Кому? Керкоряну, кому же еще.
На этой покупке история подлинной Metro Goldwyn Mayer кончается. Керкорян переименовывает студию в MGM Plaza и начинает стабильно производить до 12 картин в год. Но это уже совершенно другое производство - остатки построек старой студии MGM купили всесильные японцы из Sony Entertainment (уже владевшие к тому времени Columbia Pictures и Tri-Star Pictures). Японцы вложили в остатки кинофабрики 100 миллионов долларов и превратили их в исторический аттракцион, не имеющий к кинопроизводству отношения.
У MGM Plaza размах был уже не тот. Ставка делалась на блокбастеры-однодневки, а символом маркетинговой политики стала покупка прав на продолжение бондианы, с каждым фильмом становящейся все менее успешной. Провалы, преследовавшие студию, казалось, прекратились, когда ставка MGM, сделанная на "Звездные врата" Роланда Эммериха, оправдалась. Затем неудачи ("Стриптизерши" Пауля Верхувена и "Хакеры" Йена Софтли) чередовались с проектами, приносившими приличную прибыль ("Ганнибал" Ридли Скотта), а иногда имевшими и успех у критики ("Покидая Лас-Вегас" Майка Фиггиса). Сегодня единственным устойчивым источником дохода для этой организации по-прежнему остается непробиваемый Бонд. В ближайших планах продаваемой компании 20-й фильм о суперагенте и футуристический "Роллербол" Джона Мактирнана, которому уже прочат провал. Так что в очередной продаже Керкоряном убыточной компании нет ничего удивительного. Впрочем, он торгует MGM не одно десятилетие, и не исключено, что снова купит ее когда-нибудь, если успеет. 84 года - солидный возраст.
В 1913 году Уильям Фокс основал компанию собственного имени - Foх. Полноценная студия открылась в 1928 году на территории ранчо звезды вестернов Тома Микса, а семь лет спустя Фокс объединил капиталы с владельцем Twentieth Century Pictures Дэррилом Зануком. Так родилась еще одна легенда - 20th Century Fox, расцвет которой пришелся на середину 60-х и был связан с выходом на экраны "Клеопатры" (1963) с Элизабет Тейлор. Часть земельных угодий была продана, и компактное производство заработало на полную мощность. В этот период появились "Звуки музыки" (1965), "Хэлло, Долли!" (1968), затем "Паттон" (1970), "Французский связной" (1971) и "Приключения Посейдона" (1972), определившие 20th Century Fox как одно из лидирующих предприятий Голливуда. Дальнейшая история продемонстрировала справедливость этого утверждения: "Роман с камнем" (1984), "Крепкий орешек" (1988) и "Один дома" (1990). Компания двигалась к триумфу - "Титанику" Джеймса Кэмерона. Увы, сиквела "Титаника" зритель, видимо, не дождется, а именно успешными продолжениями 20th Century Fox и славится. Четырнадцать "Шерлоков Холмсов", многочисленные "Чужие", "Омены", "Доктора Дулитлы" всегда собирали кассу. Уже в этом году на экранах появятся потрясающий мультфильм "Ледниковый период" и продолжение эпоса всех времен "Звездные войны, часть вторая: Атака клонов". Последние хиты - "Мулен Руж", "Из Ада" и "Планета обезьян" -наглядно доказывают: 20th Century Fox на сегодняшний день является компанией, наиболее адаптированной к переменчивым вкусам зрителей. Она не брезгует ни "сортирным юмором" ("Пошел ты, Фредди"), ни банальной мелодрамой ("Блеск"), ни просто картинами дурного вкуса ("Любовь зла").
Universal Studios
Подразделение NBC Universal компания Universal Studios и ее офисы расположены по адресу Universal City Plaza Drive, 100 в Юниверсал-сити (Калифорния) (Universal City, California), территории округа Лос-Анджелес, расположенной между самим Лос-Анджелесом и его пригородом Бербанком. Прочие корпоративные службы, а также отдел распространения находятся в Нью-Йорке.
История кинокомпании Universal Pictures, имеющей самую долгую историю в Голливуде, уходит своими корнями в 1909 год, когда на свет появился ее предшественник - Yankee Film Company. Одним из основателей Universal был Карл Леммле (Carl Laemmle) (1867-1939), еврейский иммигрант, перебравшийся из Германии в Висконсин. В 1905 г. Леммле управлял магазином одежды и в ходе деловой поездки в Чикаго он был поражен популярностью, которой пользовались кинотеатры. Говорят, он часами наблюдал за работой касс, подсчитывая количество клиентов и прибыль за день. В ходе той поездки на деньги, которые Леммле планировал потратить на текстильные товары, он приобрел первый из своих кинотеатров. В 1908 г. в Америке при поддержке Эдисона (Thomas Edison) был создана компания Motion Picture Trust. Это означало, что Леммле и подобные ему владельцы кинотеатров по всей стране должны были теперь отчислять комиссию за каждый фильм, созданный этой компанией, который они показывали в кинотеатрах. Используя патенты Эдисона на электромоторы, установленные в камерах и проекторах, компания собирала отчисления на всех этапах кинопроизводства и показа кинофильмов, а также удерживала монополию на кинопрокат.
Первой же звездой, имя которой еще в 1910 г. активно использовалось Леммле при продвижении картины, стала известная в то время под именем "девушки из Biograph" актриса Флоренс Лоуренс (Florence Lawrence). Развиваясь вместе с индустрией и осваивая новые территории на западе США, в 1915 г. Леммле открыл самые большие кинопроизводственные мощности в мире - Universal City Studios, которые занимали площадь в 230 акров (0.9 кв.км) недалеко от Cahuenga Pass в Голливуде. Отныне управление киностудией (помимо производства картин и кинопроката) стало третьим аспектом деятельности компании Universal.
Несмотря на новаторство Леммле в области кино, в управлении компанией он был крайне осторожен и не спешил развиваться вместе со всеми. В отличие от своих конкурентов Адольфа Цукора (Adolph Zukor), Уильяма Фокса (William Fox) и Маркуса Лоу (Marcus Loew) Карл Леммле решил не развивать сеть кинотеатров и финансировать производство фильмов исключительно на собственные средства. В результате подобной политики в начале 20-х гг. прошлого века Леммле и компания Universal из лидеров рынка переместились во вторую десятку, специализируясь на выпуске мелодрам, дешевых вестернов и сериалов. В течение нескольких лет в начале 20-х гг. молодой продюсер Ирвинг Талберг (Irving Thalberg) пытался улучшить положение дел в фирме, но в 1923 г. он покинул студию ради работы с Луисом Майером (Louis B. Mayer) из MGM. В 1926 г. Universal создала Deutsche Universal-Film AG, подразделение в Германии под руководством Джо Пастернака (Joe Pasternak). Немецкое представительство выпускало 3-4 картины в год вплоть до 1936 г., когда под натиском все возрастающей власти Гитлера в центральной Европе было вынуждено переместиться сначала в Венгрию, а потом в Австрию.
В 1928 г. на свой 21-й день рождения Карл Леммле-младший (Carl Laemmle, Jr.) получил от отца в подарок Universal City. К его чести Леммле-младший лучше отца понимал будущее кинобизнеса и, скупая и возводя кинотеатры, переводя студию на работу со звуком и улучшая качество выпускаемых картин, смог превратить Universal в современную компанию. К числу его работ относятся первый цветной мюзикл Плавучий театр (Show Boat) (1929) и обладатель Оскара в номинации "Лучший фильм года" На западном фронте без перемен (All Quiet on the Western Front) (1930). Также Леммле-младший смог успешно занять свободную нишу на рынке, начав выпускать долгоиграющую серию фильмов ужасов, среди которых были Франкенштейн (Frankenstein) (1931), Дракула (Dracula) (1931) и Мумия (The Mummy) (1932). Однако ставка на модернизацию и улучшение во времена депрессии была весьма рискованной. Сеть кинотеатров пришла в упадок, но Леммле-младший твердо придерживался взятого ранее курса. Его инновации на студии и новые картины становились все более и более затратными как для студии, так и для семьи Леммле. На протяжении своего более чем двадцатилетнего существования компания Universal никогда не брала кредит, но в 1935 г. для завершения работы над римейком картины Плавучий театр (Show Boat) (1936) студия обратилась в Standard Chartered Bank за ссудой в размере $750,000. Когда же производство картины затянулось, и студия не смогла выплатить ссуду, банк оставил себе залог, внесенный для гарантии выплаты ссуды – компанию Universal Pictures Company Inc.
Семья Леммле была лишена своего детища, а новые владельцы серьезно сократили бюджеты выпускаемых картин. Большие амбиции, а с ними и звезды, которых "воспитала" компания (Уильям Уайлер (William Wyler), Маргарет Саллэвэн (Margaret Sullavan) и др.) ушли. К началу второй мировой войны компания сосредоточилась на выпуске низкобюджетных картин, которые были ранее в стороне: вестерны, мелодрамы и сиквелы классических фильмов ужасов производства самой Universal. Сравнительно большие бюджеты выделялись лишь на фильмы с молодой певицей Диной Дурбин (Deanna Durbin), появлявшиеся под руководством Джо Пастернака, который к тому времени уже эмигрировал из Европы. Так что если и говорить о той кинозвезде, которая помогла Universal вернуться в кинобизнес в начале 40-х, то это именно Дина Дурбин, взрослая женщина, которую, к сожалению, постоянно ошибочно выбирали на роли молодых девушек. В течение войны в компании продолжали выпускать средне- и низкобюджетные картины, в которых играли бывшие звезды кинокомпании Paramount Мае Уэст (Mae West), У. К. Филдс (W.C. Fields) и Марлен Дитрих (Marlene Dietrich). Также в это время у
Universal были картины, выпущенные совместно с продюсером Уолтером Вангером (Walter Wanger) и его партнером режиссером Фрицом Лангом (Fritz Lang), но подобные фильмы были крайне редки в потоке картин, где лидировали фильмы типа Женщина-кобра (Cobra Woman) (1944), Девушка с границы (Frontier Gal) (1945) и им подобные.
В конце 1950-х гг. двадцатого века в кинобизнесе наступили трудные времена. Комбинация студия/кинотеатр была разрушена ростом популярности телевидения, которое возможно навсегда захватило большую часть зрительской аудитории. Агентство МСА стало могущественной телепродюсерской компанией, арендующей для своей дочерней компании Revue Productions площади на студии Republic Studios. В 1958 г. через некоторое время после полного закрытия Universal ее владельцы согласились продать студийные площади в размере 360 акров (1.5 кв.км) компании MCA за 11 миллионов долларов США. И хотя МСА владела лишь площадями, но не самой кинокомпанией Universal Pictures, ее влияние на выпускаемые картины возросло. В итоге студийные мощности Universal были обновлены, а клиенты МСА, среди которых значились Дорис Дэй (Doris Day), Лана Тернер (Lana Turner) и Кэри Грант (Cary Grant), начали сниматься в картинах производства Universal Pictures. Фактическое долгожданное поглощение Universal Pictures компанией МСА окончательно произошло в середине 1962 г., в результате чего производственное подразделение получило название Universal Pictures, а основная компания стала именоваться MCA/Universal Pictures Inc. Подразделение Universal-International Pictures Inc. сохранилось и было занято лишь международным прокатом картин Universal. В качестве последнего жеста в агентском бизнесе компания МСА подписала практически с каждым своим клиентом контракт на съемку в картинах компании Universal. Таким образом, в течение нескольких лет Universal, возглавляемая МСА, стала тем, кем не была до этого никогда – развитой, первоклассной киностудией, работающей с ведущими актерами и режиссерами и выпускающей блестящие картины. В 1964 г. в компании появилось еще одно подразделение, которое начало устраивать экскурсии по студии Universal, что также приносило компании прибыль.
Однако было слишком поздно. Аудитория была увлечена телевидением и к 1968 г. кинопроизводственное подразделение начало сокращаться. Телевидение играло главную роль, а компания Revue-MCA доминировала на американском телевидении, в частности на канале NBC (который позже соединится с Universal), где в течение нескольких сезонов она создала практически половину шоу, шедших в прайм-тайм. В это же время в Universal (и этим компания особо гордится) впервые создали 90-минутную, предназначенную специально для ТВ картину. Хотя киноподразделение Universal периодически выпускало картины, которые становились хитами (Аэропорт (Airport) (1970), Афера (The Sting) (1973), Американские граффити (American Graffiti) (1973) ), а также блокбастеры, изрядно пополнившие счета компании (Челюсти (Jaws) (1975)), в 70-е гг. прошлого века Universal в основном была телевизионной студией. Основным коньком компании был выпуск еженедельных сериалов. Несмотря на то, что среди кинокартин были и такие хиты, как Инопланетянин (E.T. The Extra-Terrestrial) (1982), Назад в будущее (Back to the Future) (1985) и Парк Юрского периода (Jurassic Park) (1993), в целом кинобизнес от Universal по-прежнему выглядел как череда промахов и попаданий.
В 1990 г. озабоченный расширением присутствия своей компании на телевизионных каналах, Вассерман (находящийся уже во главе MCA) нашел богатого партнера для MCA/Universal в лице японской корпорации Matsushita Electric. К этому времени производственное подразделение компании было переименовано в Universal Studios Inc. Подобное партнерство привело к вливанию средств, но столкновения культур и различия в методах ведения дел избежать не удалось, и через несколько лет Matsushita продала контрольный пакет акций MCA/Universal канадской компании Seagram, занимавшейся распространением алкогольной продукции. В надежде построить медиа-империю на основе Universal, Seagram приобрела компанию Polygram и целый ряд других и создала корпорацию MCA/Universal Home Video Inc., чтобы войти на прибыльный рынок видеопродукции. Но то и дело скачущие вверх-вниз прибыли Голливуда на смогли стать достойной заменой стабильно популярному виски, и в попытке заработать деньги глава Seagram Эдгар Бронфман-младший (Edgar Bronfman, Jr.) продал телевизионные активы Universal (включая кабельный канал USA) Барри Диллеру (Barry Diller) (эти же самые активы в дальнейшем будут выкуплены назад, но уже по значительно возросшим ценам). В июне 2000 г. компания Seagram продается французской медиа-корпорации Vivendi и в результате сделки образуется новый конгломерат Vivendi/Universal, в то время как музыкальные подразделения МСА были проданы компании Geffen Music, что положило достойный конец существованию МСА.
В последствии обремененная долгами Vivendi в 2004 г. продала большую часть своей доли в Universal (включая студию и тематические парки) корпорации General Electric (GE), хозяину канала NBC. Получившейся в результате покупки медиа-конгломерат был назван NBC Universal. Кинопроизводственное подразделение сохранило имя Universal Studios Inc. И, хотя некоторые сомневаются, что жестко ориентированная на прибыль General Electric и живущий на широкую ногу Голливуд могут существовать вместе, похоже, что подобное сотрудничество работает, т.к. в копилке реорганизованного конгломерата Universal уже есть несколько финансово успешных лет существования. По состоянию на 2005 г. GE владеет 80% корпорации Universal, а холдинг Vivendi – 20%, с возможностью продажи своей доли в 2006 г.
17 ноября 2011 14.21