Создатель "Аватара" Джеймс Кэмерон дал интервью ресурсу USA TODAY, в котором сообщил о дате выхода стерео-версии "Титаника", о возможном выпуске режиссерской версии "Аватара" и поговорил о перспективах 3D кинематографа.
Количество 3D кинотеатров значительно увеличилось к тому времени, когда "Аватар" вышел в прокат. Каково было влияние фильма на развитие рынка 3D продукции?
"Аватар" является, если так можно выразиться, гребнем волны, ее кульминацией. Создатели "Аватара" сыграли свою роль в развитии и продвижении 3D, но и многие другие кино-производители не сидели, сложа руки, например, Джеффри Катценберг, генеральный директор студии DreamWorks Animation. Наша роль за последние 5-6 лет заключалась в том, чтобы убедить владельцев кинотеатров начать усовершенствование инфраструктуры их залов, для того, чтобы мы могли демонстрировать в них наши фильмы.
Инфраструктура все еще требует усовершенствования?
Теперь нам нужна вторая волна. У нас было более, чем достаточно залов для "Аватара" и более, чем достаточно для "Алисы в стране чудес". Но теперь фильмы "посыплются" один за другим.
Мы продемонстрировали, что 3D-рынок чрезвычайно прибылен и это не минутная прихоть, причуда – это уже никуда не денется. В дальнейшем будет еще интереснее, потому что 3D-телевизоры изменят все. Но с телевизорами придется немного подождать, так как для них еще не создали требуемое количество контента.
Компании, производящие бытовую электронику, столкнулись с другой проблемой: у нас были фильмы (контент), но не было достаточного количества экранов, у них есть 3D-телевизоры, но на них пока нечего демонстрировать. Люди, естественно, будут покупать такие телевизоры, потому что они, несомненно, оправдают себя в будущем. И если вы покупаете 55-65-ти-дюймовый монитор, вы хотите быть уверенным, в том, что в течение 3-4-х часов будете наслаждаться передаваемым им изображением. К сожалению, прямо сейчас еще недостаточно программ для таких телевизоров.
Надо понимать, что контент для 3D-вещания не может состоять лишь из художественных фильмов, потому что мы не в состоянии подготовить их достаточно быстро. Это должны быть телевизионные передачи.
Насколько производство телепередач в 3D - вопрос денег?
Производство "живых" телепередач в стерео-версии очень дорогое. Стоимость производства - спортивная ли это передача или музыкальный концерт - существенно возрастет, если изображение будет передаваться с визуальными эффектами.
3D и успех "Аватара" изменили что-нибудь в размере финансирования кинофильмов?
Вы знаете, тут повсюду полно "экспертов". Они думают: "Какие уроки можно извлечь из "Аватара"? А! Надо зарабатывать деньги с помощью 3D". Они игнорируют тот факт, что мы с азов создавали наш фильм в трехмерном изображении, и решили, что ту работу, которую мы делали несколько лет, они могут провернуть за восемь недель, как это сейчас происходит с фильмом "Битва Титанов".
Если кино-производители будут выпускать некачественные фильмы в трехмерном изображении, они застопорят и, не побоюсь сказать, станут угрозой для развития 3D-кинематографа. Зрители будут огорчены разницей в качестве готового продукта.
И компании-производители бытовой электроники должны озаботиться тем же вопросом. Ведь зритель в основном не осознает причины, по которой ему не нравится фильм. Когда вы надеваете очки, вы думаете, что, может, проблема в них, или в самом телевизоре или в том, как на самом деле снят тот или иной стереофильм.
Вам принадлежат несколько 3D патентов. Вы собираетесь лицензировать их?
Это будет зависеть от того, с кем у нас будут заключены стратегические союзы. Мы либо предоставим нашу
интеллектуальную собственность и сделаем ее лицензирование возможным, либо будем предъявлять иски. Наши изобретения - итог семилетней упорной работы, и они запатентованы. Тот, кто будет использовать их незаконно, будет об этом незамедлительно проинформирован.
Требуются ли специальные навыки для работы в 3D по сравнению с 2D?
Марио Фиоре был удостоен премии "Оскар" за лучшую операторскую работу в фильме "Аватар". Он никогда раньше не снимал в стерео. Неделю он проводил тесты, выяснял, что да как, а потом снял фильм и унес домой статуэтку. Так что, было бы желание.
Как вы думаете, будут ли большие различия в качестве выпускаемых 3D-телевизоров?
Телевизоры, которые я видел, были все хорошего качества. Я думаю, что главная задача теперь – создать то, что будут демонстрировать на этих экранах.
Может быть, стоит произвести переконвертацию существующего каталога фильмов в 3D?
Только если это делать хорошо. Я думаю, что переконвертацией должен заниматься создатель фильма. Если "Звездные войны" решат сделать трехмерным, то пусть это делает Джордж Лукас.
А как быть со старыми фильмами, такими, как "Волшебник страны Оз"?
В этом случае люди, владеющие правами на фильмотеку, принимают решение, как им распорядиться их собственностью. Кстати, я считаю, что в ближайшее время будет экономически невыгодно заниматься переконвертацией старых лент. Если использовать для этого недорогой автоматический процесс – а иной использовать нерентабельно – то это будет похоже на колоризацию, грубо говоря, получится дерьмово.
Хороши ли переконвертированные фильмы?
Они никогда не будут так же хороши, как те, что изначально снимались стереокамерой, потянут на 2,8D.
Как долго длится этот процесс?
Ну, "Битву Титанов" сделают за 8 недель. Я считаю, что от 6-ти месяцев до года будет вполне достаточно. Мы
запланировали выпустить 3D-версию "Титаника" к весне 2012 года, к 100-летию с момента гибели
знаменитого корабля.
Будет ли выпущена версия для домашнего просмотра на 3D-телевизорах?
Думаю, да. Цена будет вполне приемлемой. Люди любят стерео и наслаждаются теми преимуществами, которое оно им дает.
Каковы успехи "Аватара" заграницей?
Вы будете удивлены, услышав цифры. Во Франции более 50% экранов демонстрировали стереоскопические копии, в России - около 60%. Некоторые международные кинорынки развиваются намного быстрее, чем американские. Мы заработали в России более 100 миллионов долларов, из них 80% на копиях, которые демонстрировались в 3D.
Когда 3D-версия "Аватара" выйдет на Blu-ray?
Мы не анонсируем дату официально, но, надеемся, на осень 2010 года. Возможно, будет и повторный выпуск фильма в прокат, так как по прогнозам прокатчиков можно было заработать еще несколько сотен миллионов долларов. Сейчас количество прокатных копий значительно сократилось по условиям контракта, так как мы должны были уступить место "Алисе в стране чудес". Если интерес к фильму сохранится, мы будем готовы выпустить режиссерскую версию.
www.kinonews.ru
18 марта 2010 12.41