О чем история? Америка. Конец XX века. Телефоны-автоматы, уличные забегаловки, неблагополучные районы и композитор Густав Малер. Среди всего этого четыре человека, которые борются за мечту.
Сара Голдфарб. На мгновенье поверила, что сможет выступить в шоу. Единственное, что ее отдаляет от телевидения, это красное платье, в которое она не могла втиснуться.
Гарольд Голдфарб. Сын Сары. Решил быстро заработать, работая «дистрибьютором», а заработанные деньги вложить в свое дело.
Мэрион. Девушка Гарольда. Решила поверить в Гарольда и начать бизнес с ним.
Тайрон Си Лав. Друг Гарольда. Помогает Гарольду заработать и тоже работает «дистрибьютором».
Различия между книгой и фильмом велики.
Роман «Реквием по мечте» можно назвать литературой потока сознания. Автор рассказывает не четыре разных истории, тесно переплетенные между собой временем и реальностью, а одну. Свою собственную. И герои – это разные стороны одного автора. Это мнение косвенно подтверждает стиль написания книги. Никаких тире, двоеточий, кавычек – всего того, что оформляет диалоги. Текст – единое полотно событий, без разделения времени суток и сезонов.
Фильм же рассказывает истории о четверых людях. Режиссеру удалось их полностью разъединить. Причем даже совместные сцены (Сара и Гарольд, Гарольд и Мэрион, Гарольд и Тайрон) демонстрируют истории двух разных людей. Фильм является скорее концентрированной версией романа. Здесь нет борьбы за мечту. Тайром и Гарольд легко находят деньги на первую большую партию товара. Потом с легкостью начинают его реализовывать. И лишь арест Тайрона и уход с улиц их поставщика ломают бизнес. И их мечта разбивается на миллион осколков. Сара Голдфарб сидит один день на диете и на следующий же день бежит за таблетками к доктору.
В книге все описано немного иначе. Так, например, Сара около недели сидит на жесткой диете, а на поход к доктору очень долго решается. Гарольд и Тайрон много работают, чтобы получить деньги и купить первый товар. Вот она борьба за мечту. Ничего не сыплется с неба, герои нечеловечески стараются всего добиться. Тем обиднее им признавать поражение. Сара Голдфарб не может поверить, что ее таблетки вредны. Ведь она же похудела! Тайрон и Гарольд не могут поверить, что больше они ничего купить не смогут. Должно же это где-то продаваться! Мэрион пала на самое дно и вообще не хочет думать о реальности. Ей все равно. Она сделает все что угодно, лишь бы достать дозу.
Фильм кажется более коротким, чем роман. В нем вырезали многие промежуточные действия, мысли героев и внутренние диалоги. В фильме неочевидно показывается внутреннее состояние героев. Так в сцене, когда Гарольд приезжает навестить свою мать, надо очень внимательно вглядываться в лицо Сары Голдфарб. У нее начались необратимые последствия от употребления таблеток. Она не может усидеть на одном месте, она постоянно бегает и суетится, постоянно двигает лицом и скрипит зубами. В фильме она стучит зубами и делает несколько неадекватных попыток обнять сына. Из фильма не очень понятно, почему Сара Голдфарб часто смотрит на холодильник. Сначала осуждающе, потом панически. Все это кажется метафорической победой над лишними килограммами. В романе Сара частенько беседует с холодильником, а он ей отвечает механическим голосом: скрипами, гудением, тарахтением. В начале своей диеты Сара постоянно думает о продуктах в этом холодильнике. В конце истории она боится холодильника. Старый прибор издает все более зловещие звуки и как ей кажется, начинает угрожать ее безопасности.
Несоответствия. Голдфарбы – обычная еврейская семья. Сара Голдфарб надевала красное платье на бар-мицву Гарольда. В фильме дважды говорится о выпускном, а не о религиозном празднике. Когда Гарольд говорит, что нашел девушку и называет ее имя, то Сара сразу же понимает о ком идет речь. При этом в фильме нет ссылок на то, что они были знакомы. Фамилия Мэрион – Кляйнмайтц. В фильме же ее заменили на что-то вроде Сильвер.
Гарольд и Мэрион в романе хотели открыть кофейню, в которой бы выступали поэты, мимы, музыканты, а на стенах бы висели картины разных художников. Мэрион сама начинает рисовать, представляя их будущую кофейню. В фильме делом жизни Гарольда и Мэрион становится ателье.
Когда Мэрион решает встретиться со своим психоаналитиком, чтобы попросить денег, то в ресторане мысленно втыкает вилку ему в руку. В книге это была горящая свеча и лицо доктора.
В начале фильма Сара Голдфарб ест мороженое, в книге ни разу не упоминается это лакомство. Литературная Сара предпочитала рулеты. Сара Голдфарб каждый день смотрит одно шоу и по фильму ее приглашают в него. В книге она не знает, где будет выступать, поэтому и смотрит телевизор постоянно, пытаясь угадать. Также есть еще масса подобных различий, которые полностью убрали в фильме.
Итог.
Вам следует посмотреть этот фильм, поскольку в нем точно передается идея воплощения «Американской мечты». Неудачная попытка этого воплощения с последствиями. Сара Голдфарб – в сумасшедшем доме, с коротко подстриженными волосами и с электричеством в качестве лекарства. Гарольд в больнице, с ампутированной рукой, в неизвестном штате. Тайрон в тюрьме, без средств, без надежд. Мэрион – зарабатывает себе на дозу, не гнушаясь ничем и вообще забыв слово достоинство. Фильм гарантированно выбьет у вас опору из-под ног. Саундтрек к фильму (Clint Mansell – Winter: Lux Aeterna) – гарантированно спровоцирует у вас легкий озноб и мурашки. Очень многозначный и философский финал фильма. Каждый из героев ложится в позу эмбриона. Конец их мечты объединяется с условным началом жизни. Жизни новой, может быть короткой, скорее всего сломленной, но другой.
Книга. Вам стоит ее прочитать, если некоторые поступки героев вам показались нелогичными или требующими разъяснений. Роман менее эмоционально выражен, в нем нет внутреннего звучания. Нет резких переходов и смены декораций. Он не имеет начала и конца. Поскольку клубок событий можно разматывать сначала, а можно и с конца.
19 декабря 2011 11.53