Воспитание детей – процесс, важность которого трудно переоценить. Именно рождение и воспитание новых поколений считается тем, что в наибольшей мере уподобляет нас Творцу, делает нас Его соработниками, соучастниками в процессе всего мироздания. В повседневной жизни, правда, эта возвышенная должность настолько наполнена земной суетой, житейскими, бытовыми задачами, трудностями, радостями и горестями, что о божественности роли отца и матери очень легко можно забыть.
А дело это не только важное и духовное, но ещё и очень сложное. И сложное не только в плане трудоемкости, но и в понимании всего того, что составляет процесс воспитания. Давайте попробуем перечислить главное, что влияет на становление личности ребенка. Итак, это: оба родителя (все их личностные особенности, качества характера, уровень духовности, интеллекта, возрастные особенности), опыт детства и воспитательные модели, освоенные родителями, их ожидания от детей, отношения родителей как супругов плюс всё, что составляет атмосферу в семье, иерархия семьи, братья и сестры (их наличие, количество, личностные особенности, возраст, разница в возрасте, сложившиеся отношения), особенности ближайшего окружения (бабушки, тёти, детский сад, школа, друзья), объективные условия жизни и события (переезды, болезни, смерть близких) и, безусловно, сам ребёнок, который приходит в этот мир уже со своим уникальным темпераментом, способом реагирования на окружающий мир, талантами и немощами.
Родителям, заботящимся о душевном здоровье каждого своего ребёнка, необходимо учитывать все эти факторы, стараться анализировать их и стремиться к совершенству. Поэтому, усердствуя в молитвах о своих детях, не будем пренебрегать и накопленными наукой знаниями. Ведь, как известно, «Бог спасает нас не без нас». Ученые педагоги и психологи, не забывая об уникальности каждого случая, выделяют общие закономерности или правила, связанные с тем, как устроена наша душа, как она развивается, от чего зависит успешность этого процесса и что могут сделать родители, чтобы дети выросли целостно здоровыми, чтобы они любили Бога и ближнего.
В этой статье хотелось затронуть лишь один из фундаментальных законов науки воспитания – закон безусловной любви, так как он наиболее связан с христианской жизнью. Безусловная любовь – это такая любовь, которую не надо заслуживать. Когда мать и отец любит своего ребенка просто за то, что он есть, а не за то, что он послушный, вежливый, хорошо учится и выразительно рассказывает стихи. Безусловная любовь также означает безусловное принятие: т.е. мать и отец принимают своего ребенка и любят его таким, какой он есть на данный момент (но при этом не принимают и не одобряют плохое поведение, так же как, осуждая грех, мы не осуждаем грешника).
К сожалению, для нашей культуры воспитание, основанное на принципе безусловной любви – это некая диковинка. Большинство из нас росли, зная, что для того, чтобы тебя любили, надо стараться и быть удобным ребенком, точно так же, как в школе надо стараться, чтобы получить хорошую оценку. А если у тебя не получается, значит, ты плохой, двоечник, а таких нельзя любить.
О важности безусловной любви можно говорить очень много, т.к. это затрагивает самые глубины, самую суть формирующейся личности. Но мы здесь упомянем только то, что наиболее важно для человека, желающего жить по заповедям Божьим.
Образно говоря, отсутствие безусловного принятия наносит сердцу ребенка две раны, которые кровоточат и ждут исцеления часто всю жизнь. Одна рана – это то, что потребность в этой любви никуда не исчезает, и всю жизнь человек пытается восполнить то, чего недополучил в детстве. Такой человек неосознанно всячески пытается доказать себе, что он достоин любви. На эту рану часто клеят пластырь успехов (в учебе, в работе, в личной жизни), но это всегда временная помощь. Главная беда здесь в том, что поиск любви к себе, становится стабильным лейтмотивом жизни человека, т.е. сам человек становится для себя центром внимания. Зацикленный на себе, он нацелен только на то, чтобы брать, а не отдавать. Он чувствует, что ему нечего дать другим. Истинная жертвенность, бескорыстное служение Богу и ближним становится для такой личности недосягаемой высотой.
Вторая рана – это то, что за неимением опыта безусловной любви, человек просто не умеет, не знает, как любить другого, ничего не требуя взамен. От этого уже исходят проблемы в супружеских отношениях и воспитании собственных детей, которые опять же нуждаются в такой любви. На эту рану чаще всего клеится пластырь попыток научиться любить с помощью чтения, наблюдения за другими людьми. Что, опять же, не заживляет рану до конца.
К счастью, как верующие люди, мы имеем возможность исцелить эти раны, так как у нас есть Отец, любящий нас именно безусловной любовью. Каждый, кто испытал чудо встречи с Богом, испытал и то, что Он нас любит такими, какие мы есть, несмотря на то, что мы грешные, что мы неверные, что мы «блудные дети». Елеем этой Отчей любви, как заочным опытом правильного воспитания, наши душевные раны должны исцелиться. А значит, мы должны нести этот опыт своим ближним, своим детям.
О том, как передать своим детям дар безусловной любви и о том, что еще важно знать православным родителям, приглашаем узнать на наших ежемесячных психолого-педагогических семинарах, которые организуются бесплатно в рамках социального служения клайпедского благочиния. На этих занятиях родители будут иметь возможность не только получить теоретические знания по воспитанию детей, но смогут потренироваться новым способам общения с детьми, проанализировать с психологом трудности, возникающие каждый день, получить поддержку и поделиться своим опытом с другими родителями.
психолог Александра Порозова
http://blagovestnik.lt/2014/03/vospitanie-detej-i-pravoslavnaya-psixologiya/
28 июля 2014 11.45